Внедрение без обмана. Часть IV
Инталев
Инталев
Продолжение. Начало см. "Внедрение без обмана." часть I, часть II, часть III.
Чего внедряем?
Все предыдущие статьи были абстрактны до академизма. Рассматривались скользкие места и опасности внедрения как такового, внедрения самого по себе, как сказал бы Киплинг. Предметный же смысл внедрения оставался за рамками - система управления..., бизнес-процессы.... Что такое «управление», и чем бизнес-процесс отличается от, скажем, Нюрнбергского? Плохо то, что эти термины кажутся интуитивно понятными настолько, что мы легко миримся с их полной непонятностью.
А все просто. Итак, процесс управления практически любым объектом можно представить следующим циклом:
Если, скажем, мы управляем кораблем, то Целеполагание - это принятие решения доплыть, например, из Ливерпульской гавани в Бразилию; Планирование - это решение о том, что для пополнения запаса горючего нам необходимо зайти в промежуточный порт, например, на Кубу; Исполнение - это, собственно, плавание; Контроль - это необходимость прочитать название порта и убедиться, что попали именно на Кубу, а не в Каир; Анализ - соотнесение желаемого местонахождения с действительным; Формирование управленческого воздействия - оргвыводы и приказ заменить проштрафившегося штурмана; Корректировка - изменение планов или целей в зависимости от величины промаха; ну и так далее.
Оставим пока в стороне вопрос о том, что именно является объектом управления в контексте внедрения. Важно, что автоматизированная система управления в общем случае должна автоматизировать именно этот цикл, так как именно он является определением термина «управление». Вопрос в том, какие фазы управленческого цикла подлежат автоматизации? Достаточно очевидно, что не целеполагание и корректировка, которые пока являются прерогативой человека, поскольку на этих этапах разрабатывается/корректируется миссия, стратегия предприятия, его глобальные планы (имеющие, в основном, качественную оценку) или производится изменение плана - процесс, тоже не подлежащий алгоритмизации. Помочь в этом человеку может только другой (чуть не сказал «человек») консультант. Хорошо, если фирма-внедренец имеет отдел консалтинга, и при необходимости будет готова выделить опытных консультантов по этим вопросам. Формирование управленческого воздействия - процесс волевой в не меньшей степени, чем интеллектуальный. Компьютер тоже ничем не поможет. На всех же остальных стадиях автоматизация весьма и весьма уместна. В любом случае сбои на любой стадии управления приводят к тому, что объект становится плохо или вовсе неуправляемым.
Итак, вывод. При автоматизации системы управления предприятием автоматизировать нужно фазы планирования, исполнения, контроля и анализа. Все четыре. А если к вам приходит фирма-автоматизатор и утверждает, что после проведенной ею автоматизации, скажем, бухучета, наступит полный порядок, так сказать, - то это вряд ли. Бухучет принадлежит фазе контроля. Допустим, вы знаете месячный объем продаж. Ну и что? Его не с чем сравнивать, следовательно, непонятно, как регулировать этот объем. А если бы у предприятия существовал план по объему продаж, то каждый день менеджер получал бы информацию: укладывается он в план или нет, и в результате чего возникло отклонение. Согласны, что в этом случае менеджер, действительно, владеет информацией и является именно менеджером, а не бухгалтером или секретарем?
С вопросом управления на пальцах понятно. Пора вернуться к вопросу, чем, собственно, надо управлять? Задача любого предприятия, как бы это ни вуалировалось в отдельных случаях, - бизнес.
Бизнес - это когда деньги
Еще точнее, бизнес - это движение ценностей относительно центров собственности. Иными словами, если вернуться к предыдущему географическому примеру с кораблем, то на бизнес-карте расположены не страны, а собственники, не города, а Центры Финансовой Ответственности, коммуникациям соответствуют денежные и товарные потоки. Сводная информация о начальных остатках, изменении и конечных остатках различных ценностей для ЦФО или собственника за некоторый период называется бюджетом. Нарисованная картина достаточно схематична, но я хочу сказать следующее - при автоматизации любой фазы управления бизнесом необходимо, чтобы внедренец владел всей предметной областью. Знать, как расшифровывается аббревиатура НДС, поверьте, недостаточно, и если внедренец не понимает, чем доходы отличаются от поступлений, то лучше, если он будет что-то там внедрять вашим конкурентам. Внедрение - это, прежде всего, дело экономистов. После короткого лирического отступления переходим к рассмотрению вопросов автоматизации первой из четырех фаз управления бизнесом.
Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Рассмотрим конкретный пример автоматизации процесса планирования для производственного предприятия. В одном из случаев схема автоматизируемых планов (бюджетов) была следующая, см. схему.
В качестве платформы для автоматизации была выбрана система «1C:Предприятие 7.7», которая, как показывает практика, является самой распространенной среди внедренцев. Для реализации подобной схемы бюджетирования в системе разрабатываются соответствующие бюджетам документы. Важно, что внесение информации в систему по части бюджетов удобно выполнять не через документы (в терминах 1С), а через электронные таблицы, которые разрабатываются в системе «1С: Предприятие 7.7». Естественно, часть данных является расчтными показателями. Для этого в системе разрабатываются соответствующие справочники. Например, на приведенной схеме планирования бюджет закупок получается автоматически из бюджетов продаж, производства, остатков, справочников рецептуры (калькуляции), норм закупок разного сырья у поставщиков, сроков доставки и переработки сырья.
Но мало просто разработать объекты и формы отчетности. Процесс составления планов - есть коллективный процесс работы менеджеров, в течение которого планы обсуждаются, корректируются, утверждаются. Рассмотрим этот процесс на примере планирования постоянных расходов.
1. Финансовый директор делает в системе пометку о начале планирования.
2. Автоматически всем указанным ранее пользователям рассылается сообщение (да-да, как в MS Outlook) о начале планирования следующего периода, его сроках и deadline предоставления плана. Все это в ?1С- можно реализовать.
3. IT-менеджер, в числе прочих ответственных, получает указанное сообщение и начинает планировать, допустим, следующий месяц.
4. Он указывает номер декады (недели, точную дату - все зависит от выбранной модели), статью расхода и сумму. При этом заранее составлена проекция менеджеров, участвующих в планировании, на статьи затрат. Это значит, что IT-менеджер никак не сможет планировать налоги или зарплату основного производственного персонала, поскольку ему это запрещено. Но выбрать статью - оргтехника и провести по ней $600 (поддержание и текущий ремонт) он сможет.
5. Завершив планирование, менеджер оценивает свои планы, что-то меняет и ставит отметку.
6. Автоматически система формирует сообщение, что тогда-то такой-то IT-менеджер предоставил все планы.
7. Финансовый директор, таким образом, получает консолидированную информацию от всех отделов.
8. Затем, как правило, полученные планы не удовлетворяют финансового директора (а может - генерального директора или акционеров). Финансовый директор или дает задания подразделениям что-то изменить, или в пределах дозволенного меняет сам. Но с автоматическим предупреждением всех заинтересованных лиц.
9. В результате в системе формируются приемлемые для всех сторон (естественно, с учетом их веса) бюджеты расходов и платежей.
10. Финансовый директор закрывает указанный период для планирования, после чего всем автоматически рассылаются оповещения об утверждении (невозможности дальнейшего изменения) бюджетов.
В результате сформированы четкие планы расходов и выплат предприятия на предстоящий период. На практике процедура разработки и утверждения подобных планов занимает от 3 до 10 дней в зависимости от сложности бизнеса и скорости принятия РЕШЕНИЙ, о которой речь шла в предыдущей статье. Учитывая требования конкретного менеджмента, указанная процедура может быть проще или сложнее. Например, возможно лимитирование определенных статей (в абсолютных величинах или в процентах от других статей) - на рекламу нельзя тратить более 6% всех поступлений от продаж и т.д. Пожалуйста, система усложняется, но продолжает оставаться реализуемой в системе «1С: Предприятие 7.7».
Для большинства предприятий, как показывает практика, вместе с автоматизацией планирования необходима его первоначальная постановка, т.е. разработка схемы и регламента бюджетирования. Хорошо, когда клиент прямо заявляет о своей проблеме в этой области, и готов на помощь со стороны консалтинга: ранняя диагностика - меньше осложнений. А процентов 80, как показывает практика, - нет (то ли не знают, то ли стесняются). Тогда выход один, если внедренец - фирма толковая, гордая, и болеющая за своих клиентов, то в процессе разработки постановки задачи и ТЗ, аккуратно, в необходимом объеме (возможно, без разработки красивых, но часто бестолковых положений) она проведет разработку схем и регламента планирования. Так сказать, окажет «скрытый консалтинг». Но учтите предыдущее лирическое отступление - для этого нужны очень опытные и образованные постановщики.
Далее следует выполнение планов. Естественно, тоже автоматизируемое в системе «1С:Предприятие». Но об этом - в следующей статье.
Продолжение см. "Внедрение без обмана. Часть V."