ERP: продукт или платформа?

Ю.Колеров

Юрий Колеров,
Журнал "CIO"

Любое предприятие, решившее автоматизировать свой бизнес, сталкивается с задачей выбора средства автоматизации. Задача непростая: с одной стороны - многообразие представленных на российском рынке ERP-систем, с другой - требования, которые предъявляют к системе автоматизации заказчики. Погоня за "своей" системой, которая в наибольшей степени удовлетворяла бы всем критериям и требованиям, сродни погоне Ахиллеса за черепахой - между желаемыми характеристиками и реальным предложением всегда остается расхождение. Но важность правильного выбора с точки зрения выполнения всех критериев очевидна.

Тем не менее, сформулировать сами критерии, взвешенно оценить и аргументировать выбор системы не всегда просто. В данной статье рассмотрена лишь малая часть этого вопроса: показано, что некоторые распространенные аргументы в пользу "продуктовых" систем не всегда свидетельствуют против выбора "платформы". А вопрос: "Продукт или платформа?" - ответ на который выражен выбором конкретной системы, должен решаться для каждого предприятия заново, после тщательного и всестороннего изучения задач, потребностей и возможностей заказчика автоматизации бизнеса.

Что такое продукт и что такое платформа

Прежде чем начинать разговор о преимуществах продуктового и платформенного подхода, нужно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок этой главы. Где проходит граница, разделяющая два типа систем, где заканчивается продукт и начинается платформа?

Выбор ERP-систем, представленных в России, весьма велик. Предлагаемые решения охватывают все сегменты рынка, начиная от компаний международного уровня и заканчивая небольшими семейными предприятиями.

Как определить продукт и платформу? Сегодня ни одну систему нельзя однозначно отнести ни к одному, ни к другому типу. Понятия "чистый продукт" и "чистая платформа" сродни понятию "сферического коня в вакууме" - его можно представить, но в реальности его не существует. Продукт - это такая система, внедрение которой сводится к установке ее в информационно-технологическую инфраструктуру предприятия и обучению пользователей работе с ней. Продукт в чистом виде способен решить ограниченный круг задач и не подразумевает никакой доводки под особенности компании, которая его внедряет. Платформа - среда разработки без каких-либо ограничений и предварительных наработок, которая позволяет сделать все что угодно и как угодно.

Понятно, что в реальности ни классических продуктов, ни платформ на рынке ERP нет и не было. Однако различия возможностей разных систем в части их модификации и реализации специфичных функциональных требований, а также позиционирование этих систем производителями позволяют достаточно уверенно расположить их на отрезке "продукт - платформа".

Задачей этой статьи не является сравнение платформы и продукта и тем более доказательство превосходства одного подхода над другим. Довольно часто предприятия выбирают между двумя-тремя предлагаемыми им ERP-системами, и почти всегда оказывается, что часть из них ближе к продукту, часть - к платформе. Объясняя выбор "продуктовой" системы, представители ИТ-служб предприятий часто прибегают к четырем аргументам, перечисленным ниже:

  • в "платформенной" системе можно многое переделать. Cлишком большой объем доработок может привести к невозможности протестировать все бизнес-кейсы и, как следствие, к отсутствию уверенности в правильности результата;
  • процессы нашей компании далеки от совершенства и поэтому тормозят развитие бизнеса. Если мы выберем платформу, будет велик соблазн (и возможность) отказаться от использования бизнес-процессов, заложенных в систему, и доработки системы "под бизнес", в то время как продукт более консервативен в вопросе модификаций;
  • приобретая платформенную систему X, которая не поддерживает нужные нам функции, мы обрекаем себя на разработку этих функций, которые уже есть в продукте Y. Зачем тратить лишние ресурсы и время?;
  • на системе X уже есть отраслевое решение, которое работает в компании N. Мы купим эту систему вместе с отраслевым решением, с минимальными затратами развернем его в нашей компании и тем самым решим задачи в области бизнеса и автоматизации.

Тем не менее, "продукт-ориентированные" аргументы не всегда определяют однозначный выбор продукта.

Не делает ошибок тот, кто не делает ничего

По мнению многих ИТ-специалистов, выбирающих продукт вместо платформы, опасность, связанная с доработкой ERP-системы, подстерегает сразу с двух сторон: во-первых, всегда хочется сделать системе "тюнинг", который позволил бы увеличить производительность персонала или уменьшить влияние человеческого фактора; во-вторых, возможность перепрограммирования всей системы вызывает полет фантазии у команды внедрения, а это чревато "перелопачиванием" тысяч и десятков тысяч строк оттестированного программного кода. Сценарии развития ситуации, которые пугают руководителя проекта и команду заказчика, можно условно разделить на два типа. Первый такой: в результате значительных модификаций алгоритмы обработки документов изменились, стандартные экранные формы стали неузнаваемы, а из базовых функций системы используется 10%, причем большая часть этих функций связана с администрированием самой системы, но никак не с бизнесом. Систему запустили в промышленную эксплуатацию, объем транзакций в день переваливает за десять тысяч, премия буквально на носу, и вдруг? Появляется клиент (поставщик, товар, платеж, документ), который заставляет внести в систему такие данные, которые по своей структуре или содержанию до этого ни разу не встречались, или так их обработать, как до этого момента никогда не делалось. Решение, которое внедрялось без значительных модификаций, поведет себя более предсказуемо, чем содержащее большой объем доработок, - вероятность сбоя (а под сбоем следует понимать не только невозможность ввода и обработки этих данных, а остановку системы, утрату или повреждение информации и т. д.) в первом случае будет меньше.

Второй тип сценария - уход ключевого разработчика из команды. Причин этому может быть множество, а следствие, как правило, одно - если знания были сосредоточены в одном человеке, то без его участия поддерживать и развивать систему станет невозможно. Кроме этого, большой объем доработок существенно затрудняет переход на новые версии, и обновление системы с большим объемом модификаций потребует больших затрат ресурсов, времени и денег.

Описанные риски действительно существуют, но ими можно управлять, запланировав на начальных стадиях проекта меры по их снижению. Среди этих мер, прежде всего, - строгое соблюдение технологии программирования, полное документирование всех этапов проектирования и разработки и наличие регламентов, определяющих порядок планирования, создания и тестирования модификаций и сборок. Что касается поддержки изменений при переходе на новые версии системы - то здесь немаловажную роль играют инструменты и технические средства, которые предоставляет система (а точнее, ее среда разработки) для решения проблем переноса модификаций.

Хочу машину как у соседа

Одним из флагов, которым размахивают некоторые продавцы ERP-систем, является заявление: "В нашей системе накоплен и реализован мировой опыт ведения бизнеса, выстроены оптимальные бизнес-процессы, которые соответствуют общепризнанным best practices, заложены механизмы, которые работают в крупнейших компаниях мира". Это действительно так - процессы, заложенные в систему, оттачивались на протяжении нескольких лет или даже десятилетий, вбирая в себя лучшее. Фактически современная ERP-система - это множество вариантов процессов, среди которых можно выбрать - настроить - один (или несколько), наиболее полно соответствующий требованиям компании. Тем не менее, к таким достоинствам систем надо подходить если не осторожно, то, как минимум, внимательно и беспристрастно.

Дело в том, что каждая компания, каждое предприятие, которое решило внедрять у себя корпоративную информационную систему, неповторимо. Речь идет не только и не столько о неповторимости процессов, которые существуют на предприятии, но о состоянии и этапе развития самого предприятия и окружающей его среды, о персонале, о внутренней культуре, традициях и так далее. Вот пример: функции большинства ERP-систем оттачивались на десятках больших стабильных предприятий. Эффект от внедрения такой системы (без существенной адаптации) в молодой и бурно развивающейся компании может быть негативным. Отличия тех или иных процессов компании от предлагаемых системой вариантов этих же процессов могут быть критичными - к примеру, за счет этих отличий компания успешно конкурирует с "акулами" своего рынка.

Поэтому при выборе системы автоматизации необходимо детально оценивать, как изменение процессов может повлиять на бизнес, - в некоторых случаях может оказаться, что возможность модифицировать стандартную функцию будет полезной и даже необходимой.

Перетягивание каната

Какая система подходит предприятию больше? Мнение некоторых руководителей ИТ-служб по этому вопросу достаточно жесткое: "Раз систему надо дорабатывать, значит, она нам не подходит". На самом деле решать "подходит - не подходит" нельзя только на основании наличия или отсутствия в системе специфичных для предприятия функций. Выбор должен основываться на оценке многих факторов, среди которых прогноз роста и развития предприятия, территориальная структура бизнеса, квалификация персонала, технические ресурсы и масса других. Как правило, взвесив все факторы и рассмотрев все условия, сложно бывает найти решение, которое удовлетворило бы потребности и пожелания предприятия на сто процентов. Иногда выбор системы на основе ее функциональности продиктован здоровым желанием сэкономить на этапе внедрения, но такая экономия чревата тем, что система не сможет следовать за развитием бизнеса компании, будет крайне дорога в обслуживании или не будет иметь адекватную поддержку производителя.

Получается, что перетягивание каната на функциональную сторону и упор на штатных возможностях системы не позволяют принять взвешенное решение. Помимо функциональных возможностей системы, необходимо рассматривать такие вопросы, как график инвестирования в проект, методология и стоимость внедрения и разработки, возможности системы по интеграции, требования к обслуживающему персоналу, стоимость специалистов и другие параметры и критерии.

Специализированные решения - панацея или маркетинговый ход?

Отдельно надо сказать про вертикальные и горизонтальные решения, построенные на базе той или иной ERP-системы. Строго говоря, приведенный выше четвертый аргумент не относится к выбору между продуктом и платформой, - специализированные решения есть и на тех и на других. Это обусловлено общей тенденцией рынка, когда производители отходят от стратегии продаж ERP с предложением адаптировать либо бизнес к системе, либо наоборот, - сейчас потенциальные потребители ERP-систем хотят быть уверены, что процессы именно их предприятия очень хорошо реализованы (или могут быть реализованы) в той системе, которую они хотят купить и внедрить. Поэтому производители делают акцент на вертикальные решения, а многие консультанты - еще и на горизонтальные (например, системы планирования и бюджетирования). Однако не всегда наличие такого специализированного решения говорит о полной адаптации системы к конкретным задачам компании: зачастую специализированное решение появляется после удачного (или неудачного) проекта на одном предприятии вертикальной отрасли, когда к проектному решению доделываются "бантики и ленточки", которые позволяют называть это решение "вертикальным" или "горизонтальным". Но для того чтобы получить хорошее готовое решение на основе ERP-системы, требуется обкатка и доработка его не на одном и не на двух, а на десятках внедрений, чего на текущем этапе развития рынка добиться невозможно, а будет возможно через несколько лет. Поэтому наличие такого решения в копилке ERP-системы говорит о ее частной применимости в данной отрасли, но не гарантирует избавление от проблем путем установки и запуска системы на предприятии. Даже в случае готового решения нужна его доработка и адаптация под конкретный бизнес. Примером и доказательством может служить то, что у каждого предприятия есть свои информационные системы и ресурсы, от которых по тем или иным причинам предприятие не может отказаться (например, специфические электронные каталоги, биллинговые системы, складское и кассовое оборудование, а также бухгалтерские системы - в случаях, если с ERP-системой не внедряется российская бухгалтерия и т. д.), и каждая такая система имеет свои интерфейсы и технологические возможности для необходимой интеграции с ERP. Поэтому внимательно изучить специализированные решения, построенные на основе понравившейся ERP-системы, необходимо, но нужно учитывать, что внедрение решения на основе этой системы без дополнительной доработки и настройки на данном этапе развития рынка специализированных решений, как правило, невозможно.