ИТ-стратегия в пищепроме

Е.Афанасьева

Елена Афанасьева,
Генеральный директор ИСКОН

Стратегия развития информационных служб на предприятии подразумевает не только закупку компьютерной техники, но и эффективное решение задач бизнеса средствами ИТ в долгосрочном периоде. Это повышение уровня автоматизации существующих бизнес-процессов, повышение производительности, внедрение систем управления качеством и т.д. Основными признаками ИТ-стратегии на предприятии могут быть признаны знание (по крайней мере, ознакомление) руководителя ИТ-службы со стратегическими целями предприятия; разработка ИТ-стратегии на основе бизнес-стратегии; фиксация ИТ-стратегии в ряде документов; ее долгосрочность (разработка на срок не менее одного года).

Исследование показало, что наилучшим уровнем планирования развития ИТ характеризуются предприятия по производству табачной, алкогольной и продукции и прохладительных напитков, среди остальных отраслей лишь четверть имеют ИТ-стратегию. У подавляющего большинства опрошенных предприятий планирование развития информационных технологий не осуществляется вовсе (от 20 до 69% в зависимости от вида деятельности). Также значительное количество респондентов (от 8 до 38% в зависимости от вида деятельности) ассоциирует термин «ИТ-стратегия» с оперативными планами развития ИТ.

Статус руководителя ИТ-службы (и ИТ-службы как таковой) находится в прямой зависимости от его роли в принятии стратегических решений в развитии предприятия и во многом определяет эффективность использования информационных технологий.

Оценка его роли дает немаловажное представление о ситуации с ИТ-стратегией предприятия. Респондентам было предложено три варианта ответа на вопрос о статусе такого руководителя (представлены по мере возрастания важности):

  • исполнитель: руководитель ИТ-службы является ответственным за выполнение принятых руководством предприятия решений, относящихся к его компетенции.
  • консультант: руководитель ИТ-службы выполняет роль эксперта и, как правило, привлекается руководством предприятия для выработки рекомендаций по решению задач частного характера и обоснования необходимых инвестиций в ИТ;
  • участник принятия управленческих решений: руководитель ИТ-службы является одним из топ-менеджеров предприятия, является членом совета директоров и т.п.

В большинстве случаев (от 41% до 73%) в различных отраслях руководители ИТ-службы выполняют роль консультанта, привлекаются к участию в управлении предприятием в 14-28% случаев, за исключением производителей табачно-махорочных изделий, где данные руководители не привлекаются к подобному участию вообще. Наибольшая степень отчуждения руководителя ИТ-службы от участия/консультирования в принятии управленческих решений характерна для предприятий, специализирующихся на производстве мясной продукции (41%) и табачно-махорочных изделий (40%).

В среднем только около 50% руководителей ИТ-служб предприятий пищевой промышленности участвуют или привлекаются в качестве консультантов к принятию управленческих решений. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 38 до 68% в зависимости от вида деятельности). Ее статус ниже среднего на предприятиях по производству хлебопекарной, мясной и сельхозпродукции.