Учить или не учить, вот в чем вопрос
Полещук О.В.
Минусы
Итак, начнем с минусов. То есть когда и почему обучать персонал не эффективно, а соответственно и не нужно.
Отсутствие лояльности
Во-первых, когда Вы не уверены в лояльности и верности своих сотрудников. Частый случай – люди прошли обучение, у них появились новые знания и навыки, усилилась уверенность в своих силах и своем профессионализме. И на этой волне им очень легко найти более высокооплачиваемую работу или искать ее. Чего многие руководители и опасаются. Что делать в этом случае?
Есть несколько вариантов:
- Первый – это протестировать весь персонал, и тех, кто вызывает сомнения – уволить. Добрать остальных, заключить с ними контракт, что если в течение года (или трех) они увольняются, то им придется заплатить за учебу от 50 до 100%.
- Второй случай – поделить обучение на два этапа: первый – тестовый, где как раз и проявятся аутсайдеры (а может, уже уволятся), второй – непосредственно обучение.
- И третий вариант, наверное, самый эффективный. Когда перед учебой каждый Ваш сотрудник увидит свою личную перспективу в Вашей фирме. То ли в виде повышения зарплаты, то ли виде новой должности, то ли в увеличении ответственности. Он будет понимать – что учиться для чего-то. Хотя и в данном случае контракт окажется не лишним.
Активное самообучение
Во-вторых, не стоит обучать сотрудников, когда они сами активно обучаются. Посещают различные курсы, читают специальную литературу. И это сказывается, естественно, на качестве их работы.
Всё устраивает
И, в-третьих, когда самому руководителю не нужно развитие и его устраивает, как в данный момент фирма работает. Если в этой ситуации сотрудники будут обучаться, то в этой фирме им опять же станет не интересно. И они или начнут тормошить директора, или уволятся.
Плюсы. Или когда и почему обучать персонал стоит
Активное развитие компании
Во-первых, когда Ваше предприятие активно развивается. Например, расширяется сама фирма, меняется продукт, бренд, имидж, увеличивается ассортимент или объем продаж. В этом случае обучение играет роль не только способа передачи новых знаний, но и стимулом к работе более активной, напряженной и слаженной. Ведь любое развитие – это чаще всего революция, кризис. И для ваших людей тоже.
Застой
Во-вторых, в дополнение к предыдущему пункту, но все же отдельной строкой стоит сказать о ситуации, когда в бизнесе произошел застой, так сказать «болото», и Вы хотите начать изменения, чтобы двигаться дальше. Этот первый шаг можно осуществить с помощью обучения персонала или отдельных сотрудников, которые, на ваш взгляд и будут двигать бизнес в нужном Вам направлении.
Сплочение команды
Следующим плюсом, наверное, стоит выделить пользу обучения в качестве сплочения команды. Тогда здесь есть одно условие – обучение делается корпоративным мероприятием. А если это обучение не останется разовым событием, а будет периодическим, и Ваш коллектив к этому привыкнет, то, помимо общего развития персонала, формирования дружного и сильного коллектива (что уже сильная мотивация), это станет хорошим элементом корпоративной культуры.
Обучение новичков
Также необходимо обучать новых сотрудников, которые только что к Вам пришли. Чтобы облегчить их адаптационный период, можно учить их вместе со «старичками».
Поощрительное обучение
Наверное, можно учить людей и в качестве поощрения, например, за достижения в работе, инициативу или за соблюдение дисциплины. Тогда это станет дополнительным стимулом и дальше стараться соответствовать уровню или постоянно повышать его. Тогда руководителю стоит подчеркнуть, что учеба – это вознаграждение, подарок. Возможно, не для всех.
Сезонное затишье
Еще можно и нужно проводить обучение тогда, когда в Вашей фирме временное затишье, спад клиентской активности. В это время у сотрудников наступает некоторая апатия, пропадает желание работать. Это хорошая возможность поднять их рабочий тонус, зарядить энергией, заполнить свободное время с пользой для дела.
Конечно, учить или не учить своих сотрудников, решать только руководителю.
Любое обучение – это перемены, это развитие. Если вы к этому стремитесь и готовы двигать свой бизнес дальше – тогда вперед, и пусть Вам сопутствует успех.
Источник: www.treko.ru